Итоги работы 2016-2017 учебный год (Антонова А.С.)

В 2016-2017 учебном году мы, воспитатели средней группа оздоровительной направленности,  работали по Основной общеобразовательной программе дошкольной организации (ООП ДО). Основная часть ООП ДО основывалась на примерной общеобразовательной программе « От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.( по ФГОС ДО).

В течение года реализовывались задачи основной части программы:

  1. Организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в условиях реализации основной образовательной программы:

— построение образовательной деятельности и предметно-развивающей среды на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих сотворчество взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, и учитывающего социальную ситуацию его развития;

— создание образовательных проектов совместно с родителями воспитанников детского сада, направленных на повышение педагогической компетентности родителей и решение вопросов образования и охраны здоровья детей;

-проектирование и внедрение в деятельность индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ОВЗ.

  1. Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через:

— использование активных форм методической работы: обучающие семинары, мастер-классы, открытые просмотры, «Творческая группа»;

-создание банка данных инновационных идей педагогов через ведение персональных сайтов и блогов.

  1. Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО;

—    взаимодействие с социальными партнерами;

— использование ИКТ технологий и проектного метода в образовательном пространстве ДОУ

4. Познакомить детей с первичными представлениями о взаимовыручке, взаимопомощи.

— воспитать нравственное начало дружбы и взаимолюбви;

— научить детей совместным действиям, умения работать в коллективе и взаимодействия друг с другом.

Совместно с родителями мы создали центры предметно-развивающей среды в группе.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению. Корректировке и развитию. Развивающая среда создана с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, с учетом основополагающих принципов построения. В группе имеется достаточное количество дидактических, настольных игр, которые педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию.

В прихожей группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, сетка для детского творчества.

В группе в «Уголке природы» присутствуют цветы, природный материал, который полифункциональный,  дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке, для развития мелкой моторики, как любой предмет-заменитель. Также есть календарь природы и погоды, макеты домашних и диких животных. В уголке «Экспериментирования» подобраны разные материалы и оборудование. Предметное наполнение данного уголка не стеклянное, безопасное для детей.

В «Кукольном уголке» есть необходимые атрибуты для игры: куклы, пупсы, чайный, кухонный, кофейный сервизы, кухонная утварь, кроватки, кресла, постельное белье.

Доска для глажения, утюги, предметы для стирки и др.

Рядом с уголком кукол – «Театр сказок», способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.

«Музыкальный уголок» способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц , животных, насекомых, шум дождя, ветра, моря, воды), а также музыка для релаксации, детские песенки, музыкальные сказки.

Мы стараемся использовать современные ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, т.к. ИКТ средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей.

— воспитать нравственное начало дружбы и взаимолюбви;

— научить детей совместным действиям, умения работать в коллективе и взаимодействия друг с другом.

Совместно с родителями мы создали центры предметно-развивающей среды в группе . Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом. Чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

«Строительный уголок» занимает много пространства, он достаточно мобилен. В нем имеются строительные игры из различных видов материала, а также инструменты , головные уборы, необходимые для обыгрывания построек и комбинирования с другими видами деятельности.

В группе есть «Уголок безопасности», он оснащен необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления (правил дорожного движения, правил безопасного поведения на воде, на дороге, дома, в транспорте, в детском саду).В уголке есть макеты светофора, дорожных знаков и города.

«Патриотический уголок» способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, города, края. В уголке есть альбомы, матрешки. Кукла в русском костюме, глобус, флаги края и страны. А также карты, книги, настольные игры и др.

«Спортивный уголок» обеспечен игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (обручи, мячи: простые и массажные, скакалки,  дартс, кегли, а также настольные игры: футбол, хоккей и др.

«Уголку творчества» выделено самое светлое место в группе. Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают, мастерят. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом.

Большой интерес у детей  вызывает  «Книжный уголок». Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала.

«Уголок дидактических игр» периодически оснащается новыми играми, пособиями, красочным материалом.

«Уголок сенсомоторного развития» предназначен для развития мелкой моторики, тактильных ощущений у детей. Здесь представлены игры с прищепками, пирамидки, стаканы-вкладыши, шнуровка, шаробросы, шумовые бочонки, тактильные дощечки и др.

«Уголок дежурных» предназначен в группе для воспитания трудовых навыков и умений детей, социальному развитию. Здесь есть стенд для дежурных, фартуки, косынки, салфетницы, салфетки.

В группе ежедневно по утвержденному графику функционирует бактерицидный облучатель. Вся мебель изготовлена из безопасных сертифицированных материалов. дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов, мебель закреплена, игрушки не сломанные.

Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно ими играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Организация непосредственно – образовательной деятельности по областям:

— Физическое развитие

-Речевое развитие

— Познавательное развитие

— Художественно-эстетическое развитие

— Социально-коммуникативное развитие

  1. В образовательной области «Физическое развитие» продолжали учить детей ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений, лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой, ползать разными способами, прыгать с места в длину, мягко приземляться, ловить мяч кистями рук, метать предметы правой и левой руками. Отбивать мяч об землю. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие. Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Кататься на самокате, велосипеде, роллере. Выполнять повороты направо, налево. Ориентироваться в пространстве, придумывать варианты подвижных игр.

С детьми проводились игры: «Гуси, гуси…», «У медведя во бору», «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Самолеты», «Совушка», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Птички и орел», «Ловишки», «Замри», « Прятки», « Футбол», «Баскетбол», «Классики», «Кегли», « попади в цель», «Большой мяч», « Мячик кверху», «Лохматый пес» и др.

Использовали  различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим, питание, закаливание, массажи, различные виды двигательной активности(утренняя гимнастика, зрительная гимнастика  (тренажер Базарова), физминутки, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия).

Учили соблюдать элементарные правила гигиены, пользоваться расческой, мылом, полотенцем, носовым платком. Дети самостоятельно наблюдают  за мытьем рук и оценивают качество  во время бесед. Аккуратно принимать пищу, правильно пользоваться столовыми приборами. Салфеткой, обращаться за помощью ко взрослым при заболевании.

2 В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

— формировали умение бережно относиться к своей одежде, уметь приводить ее в порядок;

— вызывали стремление самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, убирать рабочее место после окончания занятий и выполнять обязанности дежурных по столовой; — учили ухаживать за растениями и птицами в группе и на участке;

— развивали умение владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;

— учили пользоваться спортивным и садовым инвентарем с учетом правил безопасности;

— дети знают правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице, в транспорте, дома, на зимней дороге;

-знают о назначении светофора в целом;

— знают какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге;

— знают и объясняют назначение таких дорожных знаков как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Стоп»;

С детьми проводила наблюдения, беседы, подвижные игры, соревнования, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, рисование рисунков на соответствующие темы, аппликации, читала детям рассказы, сказки, стихотворения.

  1. В образовательной области «Познавательное развитие» детей учили:

-различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности(цвет, форму, величину);

— считать до 5(количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

— сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составление пар); — раскладывать 3-5 предметов различной величины(длины, ширины, высоты) в возрастающем и убывающем порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;

— различать и называть геометрические фигуры, их характерные отличия;

— различать левую и правую руки;

— определять направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз),а также части суток;

— называть самые разные предметы, которые их окружают в помещении, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;

— с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ;

— составлять рассказ о своей стране, родном городе, поселке;

— рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию; — участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать и не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;

— рассказывать о сезонных явлениях и изменениях природы;

— самостоятельно повторить проделанные со взрослым опыты; сопоставлять результаты наблюдений , сравнивать, анализировать. Делать выводы и обобщения;

С детьми проводили занятия по ФЭМП, наблюдения, опыты, беседы, читали  художественную литературу, проводили подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, в занятиях использовали мнемотехнику.

  1. В образовательной области «Речевое развитие» обогащали словарь детей вежливыми словами, побуждали использовать в речи фольклор (пословицы, потешки, песенки, поговорки). Показывали значение родного языка в формировании основ нравственности. Продолжали развивать речь как средство общения. Поощряли попытки ребенка делиться с педагогом и со сверстниками разнообразными впечатлениями. В повседневной жизни, в играх подсказывали детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учили детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Обогащали речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношения к труду. Закрепляли правильное отчетливое произнесение звуков. Учили различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки. Продолжали развивать фонематический слух, учила определять место звука в слове (начале, середине, конце). Отрабатывали интонационную выразительность речи. Развивали монологическую и диалогическую формы речи , умение составлять рассказы о событиях из личного опыта; формировали умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем, высказывать желание послушать определенное литературное произведение, с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг, с помощью взрослого драматизировать и инсценировать небольшие сказки. Учили рассказвать стихи, рассказы, сказки при помощи мнемотаблицы.
  2. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» учили выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании: учили изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, фломастеров, красок(гуашь), цветных восковых мелков. Формировали умение передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе бумаги в соответствии с содержанием сюжета.

В лепке: учили создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных приемов. В аппликации: учили правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы, аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей, составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

В конструировании: расширяли знания и представления о конструируемых объектах, о деятельности людей, связанных со строительством, создании техники, предметов, вещей. Учили анализировать постройки, конструкции, обыгрывать их. Совершенствовали конструктивные навыки. Развивали навыки пространственной ориентации, творчество, изобретательность, деловое и игровое общение детей. Учили мастерить элементарные игрушки оригами, создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу, по образцу.

На конец года по группе в освоении образовательной программы:

— в области «Физическое развитие» — высокий уровень у 75% детей, средний уровень у 25% детей;

— в области «Речевое развитие» — высокий уровень у 71% детей, средний уровень у 29% детей;

— в области «Познавательное развитие» — высокий уровень у 79% детей, средний уровень у 21% детей;

— в области «Художественно-эстетическое развитие» — высокий уровень у 75% детей, средний уровень у 25% детей;

— в области «Социально-коммуникативное развитие» — высокий уровень у 79% детей, средний уровень у 21% детей.

В итоге: освоение общеобразовательной программы детьми в 2016-2017г. – высокий уровень у 75.8% детей, средний уровень у 24.2% детей.

В течение года учили детей овладевать элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе «что такое хорошо и что такое плохо», провели серию занятий: «Путешествие в страну добрых поступков» , «Не хочу жить в стране  плохих поступков», « Птицы – наши друзья» , навыками практического и умственного экспериментирования, символического моделирования, речевого планирования в процессе игровой деятельности. Укрепляли здоровье, осознанное отношение к здоровому образу жизни и собственной безопасности в процессе игры. Развивали эмоционально-ценностное восприятие произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного, мира природы) ; самопознание и положительную оценку. Учили взаимопомощи и взаимовыручке, дружбе между детьми. Играя с детьми использовали комплексные, тематические и интегрированные занятия. Использовали систему поощрения за каждый успех в различных видах деятельности( маленькие наклейки-изумрудики).

Показателем реализации поставленных задач была презентация проекта –  развлечение «Дружба».

В течение года с детьми проводились разнообразные праздники и мероприятия: «1 сентября – День знаний», тематическое занятие «В гости осень к нам пришла», « Новогодние приключения , «8 Марта».  Провели тематическое занятие «Космическое путешествие», тематическое занятие «День Победы», дети нарисовали рисунки «Об Армии страны», «Праздничный салют в городе», А также дети совместно с родителями и воспитателем создали «Уголок Победы!» в группе.

При сотрудничестве с родителями для более успешного развития и воспитания детей старались устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединяли усилия для развития и воспитания детей. Создавали атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, активизировали и обогащали воспитательные умения родителей. Поддерживали уверенность в собственных педагогических возможностях.

С родителями провели собрания на тему:

  1. «Особенности поведения детей 4-5 лет»
  2. «Здоровый малыш – счастье родителей»
  3. «Наши успехи»

Собрания проходили в разнообразной  форме с использованием ИКТ. Родители принимали активное участие в оформлении группы, прихожей, в обустройстве развивающей среды к проекту «Мой мир природы», в конкурсах «Природный материал в поделках», «Новогодняя игрушка», «Лучшая столовая для птиц». С родителями проводили индивидуальные консультации, а также предоставила им консультации на темы:

1.»Факторы, влияющие на физическое здоровье ребенка»;

  1. «Опасные для здоровья ребенка ситуации и способы поведения в них»; 3. Игровая деятельность детей 4-5 лет, обеспечивающая успешную социализацию, усвоение гендерного поведения»;
  2. «Трудовое воспитание детей 4-5 лет»;
  3. Общение детей 4-5 лет со взрослыми и сверстниками»;
  4. «Как развить художественную деятельность детей в детском саду и дома»;
  5. «Ценность домашнего чтения»;
  6. «Музыка, как средство благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка».