Рекомендации для родителей Трефиловой АН

«Весёлые ножки»

Полезные упражнения для стопы:
1. Не отрывая пяток от пола, поднимай пальцы ног как можно выше.
2. Поочередно пальцами каждой ноги поднимай с пола верёвочку.
3. Стоя носками на доске, пятки на полу, поднимайся на носки и опускайся на пятки.
4. Лежа в постели (можно перед сном), сгибай и выпрямляй стопы.
5. Ходи босиком.
6. Ходи на пятках назад-вперед.
7. Ходи поочередно на пятках (8 шагов) и на носках (8 ша­гов).

Укрепи мышцы ног для длинных и трудных дорог:
1. Ляг на спину. Поочередно поднимай ноги. Поочередно сгибай ноги.
2. Одновременно сгибай ноги. Поочередно выполняй движения ногами, как при езде на велосипеде.
3. Упор присев. Толчком двумя ногами, перенося тяжесть тела на руки, выполняй упор лежа, а затем обратным движением — упор присев.
4. Ляг на бок. Одну руку, прямую или согнутую, положи под голову, другую на пояс. Поднимай ноги в сторону 6—8 раз. Не забудь выполнить то же самое на другом боку.

«Как ухаживать за ногами».

Ногам человека приходится нелегко. Они загружены зна­чительно больше, чем лапы четвероногих животных, ведь у человека только две ноги поддерживают вес всего тела. Что­бы человек мог ходить или бегать, обе ноги должны быть здоровы, в то время как животные могут бегать и на трех лапах, если одна почему-то выбыла из строя.

Важно, чтобы время от времени состояние ног ребенка проверял ортопед. Врач сразу заметит любое отклонение от нормы и назначит лечение. Дети любят бегать по дому и по улице босиком. Это приносит несомненную пользу, если соблюдать следующие правила:
1. Не ходить босиком по полу, если в доме холодно — можно простудиться;
2. Не бегать босиком по улице там, где валяются битое стекло, гвозди или другие предметы, которые могут поранить или занозить ногу;
3. В жаркий день не бегать босиком по раскаленному асфальту, можно обжечь ступни.
Как следует беречь ноги и заботиться о них:
1. Если обувь окажется слишком тесной, значит ты из нее вырос. Не надевай туфли или ботинки, которые стали тебе малы.
2. Если у тебя часто возникает раздражение кожи на пятках, значит обувь тебе велика.
3. Если у тебя на большом пальце ноги образуется мозоль, то тебе, вероятно, требуется более широкая обувь.
4. Ногти на ногах, а особенно ноготь большого пальца, следует всегда подстригать прямо, не закругляя уголков.
5. Ноги следует мыть тщательно каждый день. На грязных ногах находятся микробы, которые могут проникнуть в организм и вызвать заболевание.
6. Пальцы ног очень легко обморозить. В холодный зимний день, выходя на улицу, надевай шерстяные носки и теплые сапоги или ботинки.

«Использование фольклора в процессе обучения дошкольников плаванию»

Вода — главная составляющая жизни на Земле. Геологический облик нашей планеты создан водой. Вода — первоисточник жизни, поэтому жизнь и вода неразделимы. С самого рождения купание и игры на воде становятся люби­мым занятием детей. Но моторика рук детей младшего возраста еще не достаточно развита, чтобы они могли делать что-то самостоятель­но. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь прихо­дят потешки, приговорки, посло­вицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром. Кроме того, потешки, приговорки и т.д. помогают сделать любой ритуал с водой (купание, плавание, умы­вание) веселым и интересным, что всегда приносит удовольствие детям.

Аи, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица, Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся По-сме-лей —
Умы-вайся ве-се-лей!
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка, Умыть Настино личико.
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться:
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Мы купаемся, мы плескаемся,
И в водичке мы с тобой развлекаемся!
Ножку вверх, ножку вниз!
Ручку вверх, ручку вниз!
Ножками покрутим, И плывем, как утки!
Плюх-плюх, бух-бух!
Приговорки — это общение с природой один на один. Они обращены к домашнему быту, повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорки во время игр — это своеобразные просьбы к природе в соучастии, доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воды. Они учат детей быть вниматель­ными к своим действиям, прове­рять действия правилами, строго соблюдая их.

Цапля вышла на охоту,
Лягушатам мой совет:
Кто не спрячется в болото,
Цапля цапнет на обед.
Карасик, карасик, держись,
Щуке на зуб не попадись!

Жучок-паучок, вышел на охоту,
Не зевай, поспевай,
Прячьтесь все под воду!

Рыбки, рыбки, не зевайте!
Сом усами шевелит,
Все на берег, он не спит!

Мы ребята смелые,
Смелые, умелые,
Если захотим —
Через воду поглядим!

Толкаюсь, толкаюсь
Руками о воду,
Вода помогает мне
Выбрать дорогу.

После купания, вытряхивая из уха воду, скачут на одной ноге и припевают.
Мышка, мышка, таракан,
Дай водички мне стакан –
Рукомойничек, судомойничек!
Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!
Оля, Оля, вылей воду
На зеленую колоду –
Поросят помыть,
Боровка напоить!
В период пестования взрослые часто рассказывают детям докуч­ные сказки, названные так В.И. Далем; Докучными сказка­ми обычно именуют шутки-балагурки сказочного характера. Их используют не только взрослые, но и сами дети. С их помощью они могут забавляться и в воде.
— Плавал и плавал у плотины карась — сказка моя уже началась.
— Плавал и плавал карась у плотины — сказка рассказана до половины.
— Поймал бы я нам за хвост карася — да, жаль, что сказка рассказана вся.
Есть сказки—издевки. Обычно издевка состоит в том, что последние слова не оканчивают докучную сказку, а всего лишь перебрасывают мостик к бесконечному повторению. Такие издевки тоже можно использовать для игр и забав на воде.

Пришел медведь к броду.
Бултых в воду!
Уж он кис, кис, кис,
Уж он мок, мок, мок!
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду –
Бултых в воду.
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод: народное творчество в играх и забавах на воде активизирует детскую са­мостоятельность, развивает во­ображение и фантазию. Сюже­ты игр обогащаются и наполня­ются новым содержанием. Все это в целом помогает детям бы­стрее освоиться в воде, выпол­нять упражнения. Взрослым следует только поддерживать интерес детей к самостоятель­ным играм и игровым упраж­нениям активного двигательно­го характера.

Гимнастика для ног.

Дети дошкольного возраста нуждаются и в специаль­ных физических упражнениях для выработки правиль­ной походки. Неповоротливая неправильная походка — это скверные ноги, плохие ступни, деформированный позвоночник в дальнейшем и как закономерный итог — множество заболеваний.
До 2—3-летнего возраста у многих детей наблюдается плоскостопие, так как подошвы ног у них покрыты жировой подушкой. С началом ходь­бы она обычно исчезает и одновременно должно образо­ваться углубление в сводах стопы.
При слабости мышц стопы и их чрезмерном утомлении из-за длительного пребывания на ногах это не происходит и возникает плос­костопие. Как его можно выявить? Ребенок жалуется на боли и судороги в мышцах при ходьбе, внутренние края обуви стаптываются, пятка сильно выступает назад, свод стопы плохо или совсем не обнаруживается.
Определить форму стопы можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1—1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечат­ки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетель­ствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию.
Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь нужна консультация и помощь ортопеда.
Измерив самую широкую и самую узкую часть стопы, можно определить, имеется ли у ребенка нарушение в своде стопы.

— нормальная

1
— уплощённая

2
— плоская

3

По соотношению самой широкой и самой узкой ча­сти следа считается свод нормальным 1:4, уплощен­ным — 2:4, плоским — 3:4.
Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наиболь­ший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком, по неровным поверхностям (по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде).
В целях профилактики рекомендуются следующие упражнения:
1. Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
2. Ходьба с разными положениями стоп — на внешней стороне стопы, со сведенными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно развернутыми носками ног.
3. Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.
4. Ходьба боком по гимнастической палке, по толстому шнуру.
5. Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
6. Ходьба перекатом с пятки на носок. Туловище держать прямо, смотреть вперед.
7. Катать палку вперед-назад.
8. Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу.
9. Подняться на носки и выполнять приседание, дер­жась за опору.
10. Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене.
11. «Большой и маленький» — ребенок приседает, опираясь руками о колени, затем выпрямляется, поднимает голову и руки вверх ладонями внутрь, смотрит вверх и поднимается на носки.
12. Из положения сидя, упор руками сзади:
— захватывать пальцами ног предметы (палочки, шарики, шнур, платок), перекладывать их вправо, вле­во; захватывать внутренними сводами стоп предмет покрупнее — кеглю, мяч, подтянуть его к себе, пере­дать сидящему рядом, катать резиновые маленькие мячи с шипами.

«Игры с детьми на отдыхе в летний период»

Самые различные заболевания приводят к общему ослаблению ребенка и отставанию в психомоторном развитии. Если кроха часто болеет, постарайтесь сделать его летний отдых более активным. Пусть подвижные летние игры помогут ребенку укрепить полезные навыки ходьбы, бега, лазанья, ползания и т.д.
Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого — «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».
Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, на забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.
Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.
Игры с мячом
«Съедобное – несъедобное»
Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» — оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.
«Назови животное»
Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.
«Догони мяч»
Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.
«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)
Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо «доскакать». По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.
«Вышибалы»
Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.
Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.
Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.
Познакомьте детей с русскими народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.
Желаем вам хорошего семейного отдыха!