Памятка для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению.
- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как удовольствию.
- Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
- Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
- Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
- Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений.
- Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьями, которые еще не умеют читать.
- Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.).
- В доме должна быть детская библиотека.
- Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
- Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы любимых героев.
- Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.
- Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш город в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Разыгрывайте с детьми сказки по ролям: используйте выразительное чтение, костюмы и реквизит.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
- Расскажите детям о книге, которую Вы только что прочитали и которая им будет интересна: разожгите их любопытство, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.
- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка.
«Подсказки для родителей»
(«ДА» и «НЕТ»)
«ДА»
- Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером).
- Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
- Читайте сами, показывая пример своему ребенку.
- Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения.
- Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг.
- Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку.
- Дарите ребенку книги.
- Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
- Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
- Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.
«НЕТ»
- Не заставляйте читать насильно.
- Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит.
- Не заставляйте читать слишком трудные книги.
- Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
- Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении.
- Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте — и улучшение наступит быстрее.
- Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей.
- Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами.
- Никогда не отговаривайте ребенка от чтения — читать что-то лучше, чем ничего не читать.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА
Когда вы читаете со своим ребенком, то:
- Найдите спокойное место.
- Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу.
- Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему.
- Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
- Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем прочитал.
- Ведите для ребенка, а затем вместе с ним Дневник чтения.