«Организация работы по развитию речи в совместной деятельности детей и взрослых»

«По речи узнают человека» — гласит народная пословица. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни человека. Именно в этот период начинается становление и развитие речи.

В соответствии с ФГОС ДО  наметила задачи, направленные развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности:

  • пополнять и активизировать словарь детей, расширять представления об окружающих предметах, явлениях;
  • помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, способствовать развитию любознательности.;
  • закреплять правильное произношение звуков, развивать артикуляционный аппарат;
  • совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их;
  • учить описывать предмет, составлять рассказ по картине.

 Для успешного решения поставленных задач в группе создали условия для наших детей: накоплен материал для организации речевых игр и занятий: дидактические игры, сюжетные картинки, игры на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; книжный уголок (сказки, стихи, загадки, потешки), которые раскрывают сокровищницу развития речи. На занятиях по музыке, лога ритмике, театральной студии проводится работа над выразительностью речи и обогащением словаря.

На начало учебного года уровень  развития  речи в нашей средней группе находился в норме. Перед собой  поставила задачи по совершенствованию и дальнейшему развитию речи детей, важнейшей предпосылкой которых является создание эмоционально-благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать  в речевом общении. Создаю проблемные ситуации («ребенок остался один дома»), ставлю перед детьми поисковые вопросы, требующие коллективного обсуждения и разрешения.                                                                                                                                                                                                        Универсальным средством и развития речи дошкольника на занятии, является сюжетная картина. С её помощью можно выполнить задания и упражнения, которые даю ребенку с целью развития всех сторон речи.                                    Большую помощь в развитии речи оказывает изобразительная деятельность. В процессе задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию и составляет фундамент познавательное развития: рука «познает», а мозг «фиксирует». Во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе выполнения работы, что в дальнейшем способствует возникновению диалога. В процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним происходят формирования словаря. Объем словаря увеличивается постепенно от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний предложения, обозначающего действия и сюжеты.

Одной из основных задач  является научить детей правильно произносить звуки. Использую рассказ о звуке, фиксирую внимание на произношении данного звука и связываю его с конкретным образом ( звук «З» песня комара, «Ж» жука), показ артикуляции звука, проговаривание слогов («Р- РО, Ла-Ля), отрабатывание звуков в чистоговорках, стихотворных строках(цы — цы- мы ели огурцы). Повторяя шутки — чистоговорки, дети со временем начинают повторять их сами,  подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог рифмующиеся с их именами (Алина — малина, Вероника — ежевика, Даша — каша). Эти навыки закрепляем в беседах.

      Огромную роль оказывает театрализованная игра. И пожить, и порадоваться в ней может каждый ребенок. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется ЗКР. Дети очень любят, используя атрибуты для театральной игры, входить в роль персонажа сказки, использовать его мимику, жесты, движения, лексику, что отображается на эмоциональном состоянии ребенка, обогащении его словаря. Театральный уголок — неотъемлемая часть нашей группы.

     Для более широкого развития в детском саду дети занимаются в театральной студии. Дети становятся активными участниками в мире сказки и фантазии. В театральной студии идет работа над развитием голоса, речевого аппарата, над техникой речи, работа по звукоподражанию. Дети с удовольствием посещают театральный кружок «Фантазёры».

      Книга — это наш друг и помощник. Рассматривание иллюстраций, знакомство с новой книгой, беседа по иллюстрациям детям очень нравится, помогает расширять словарь детей, развивать речь. Для речевого развития использую работу с образцами правильной русской речи. Выбираю наиболее выразительные и полнозвучные произведения литературы и образцы малого детского фольклора (потешки, скороговорки, пословицы, загадки, прибаутки). Обучение речи становится и частью проводимых режимных моментов, свободного общения взрослого и ребенка.

-Ай, лады, лады. лады

Не боимся мы воды.

Чистая водичка

Умоет моё личико,

Вымоет ладошки,

Помочит нас немножко.

     -Алина варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

-Поглядите-ка нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь!

Здравствуй, пальчик, как живешь.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Очень широко использую в своей практике развитию детей мелкой моторики, которая включает в себя работу с пальчиками и работу со счетными палочками (спичками). Мелкий конструктор, мозаика, шнуровки, незаменимые помощники в группе для развития мелкой моторики и, непосредственно, речи детей.

 В ГОСТИ  

(Выставляем вверх большие пальцы.)

В гости к пальчику большому (Соединяем под углом кончики пальцев.)

Приходили прямо к дому

(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.)

Указательный и средний, Безымянный и последний.

(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы.)

Сам мизинчик — малышок  постучался на порог. (Кулачки стучат друг о дружку.)

Вместе пальчики — друзья, друг без друга им нельзя. (Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках).

На прогулке мы обогащаем словарь детей, описывая состояние погоды и явления природы (холодно, морозно, пронизывающий ветер, облачно и т.д.). Проводим наблюдения, например, за снегом (белый, пушистый , холодный и т.д.) А потешки и заклички очень нравятся детям:

  — Морозушка-мороз,

не тяни домой за нос,

не стучи, не балуй,

а на окнах рисуй!

  -Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей не робей, нас ребят обогрей!

На конец учебного  года наши воспитанники достигли хорошего результата в развитии речи. У большинства детей развитие речи  выше нормы. Дети владеют активной речью, включённой в общение, могут обращаться с вопросами и просьбами, понимают речь взрослых,  знают названия окружающих предметов.

Активными помощниками в решении поставленных задач стали  родители. Использую такие формы работы, как родительское собрание, консультации, семейное чтение, разучивание стихов.

Консультации логопеда оказывают значительную помощь в развитии артикуляции ребенка и его речи.

В следующем учебном году продолжим работу по развитию речи в соответствии с требованиями программы и ФГОС ДО для старшего дошкольного возраста.

 Литература:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа/Гербова //. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.- с.3-20.
  2. Нечаев М.П. Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО/М.П.Нечаев// справочник старшего воспитателя дошк. Учр. — 2015. — №1. — с.4-9

Никутина Надежда Павловна, воспитатель

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7

Управления образования Администрации г. Апатиты