самоанализ экология (Антонова А.С.)

Самоанализ по экологическому воспитанию: «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности»

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей основ экологической культуры, так как этот период развития ребёнка, характеризуется преобладанием у него эмоционально — чувственного способа освоения окружающего мира. Наблюдая за детьми своей группы, мы отметили, что у них достаточно развита экологическая культура,  на достаточном уровне  знания о растительном и животном мире для своего возраста, но недостаточно о  временах года. Нами были дополнены уголки природы о временах года, проведены дополнительные беседы о времени года, месяцах. Такую ситуацию объясняем тем, что зима в нашем регионе приходит раньше обычного, темнеет рано и детям сложно ориентироваться в сезоне (за окном снег – по календарю ноябрь). Ввели некоторые игры на определении месяца в году. Работа продолжится на протяжении всего учебного года, что позволит подробно подвести итоги в мае месяце.

В нашей группе представлены следующие растения:

— фиалки, традесканция, бегония, эухариус, хлорофитум, герань, алоэ, сансевьера и др.

Растения в группе находятся на уровне глаз детей; доступны для наблюдения и ухода за ними, безопасны для детей. Цветы соответствуют возрасту детей.

Растения в группе ухоженные, имеют различные листья и цветы, отличаются уходом и цветут в разное время года. Также имеются посадки для наблюдения за ростом растений: лук, чеснок.

В нашем уголке природы имеется инвентарь для ухода за растениями: лейки, пульверизатор, две лопатки (для пересадки растений); палочки для рыхления земли, совочки, тряпочки для протирания листьев, щёточки, фартуки, клеёнки.

Уход за растениями производится по подгруппам 4-6 человек, но если является частью занятия, то со всеми детьми. Во время проведения занятий, растения ставятся на столы, чтобы детям было легче ухаживать за ними.

Растения располагаются в уголке природы,  на полках шкафа расположены пособия, книги, альбомы.

В группе имеется иллюстративно — наглядный материал. Такой как:

серии картинок по разным темам, календарь погоды, иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, карточки, схемы для составления описательных рассказов, наглядные материалы: картины – пейзажи по времени года, набор муляжей «Выпечка», набор муляжей «Продукты», набор муляжей «Овощи», набор муляжей «Фрукты», демонстрационные картины, природный и бросовый материал, макеты «Домашние животные», «Дикие животные», «Северный полюс», «Подводный мир».

Центр экспериментирования

В нашей группе дети очень любят экспериментировать, для этих целей у нас имеется:

Это разнообразные колбочки, баночки, лейки, тазики, мерные стаканы, лупы, природный материал (кора различных деревьев, сухоцветы, семена, камешки, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, мох, деревяшки, кусочки кожи, меха, ткани, бумага, шприцы (без игл, пипетки, мука, различные крупы.

Так же имеются дидактические игры: что из чего сделано, лото, кто где живет, собирайка, «С какого дерева листок», «Времена года», зоопарк. Несколько игр на оказание первой помощи.

В группе имеется календарь природы, по которому дети отслеживают изменения сезонов, месяцев, погодные явления, температуру воздуха (тепло, холодно, жарко, очень холодно).

Календарь предназначен для расширения и уточнения знаний в области неживой природы, разнообразных природных явлений, для развития наблюдательности, умения обобщать, характеризовать, анализировать, воспитывать любовь к природе.

В группе имеется альбом, где собираем рисунки детей по сезонам.

Детская художественная литература о природе.

В нашей группе подобрана художественная литература о природе, животных и птицах.

Вывод:

Экологическая предметно-развивающаяся среда в группе обеспечивает условия реализации образовательного потенциала и развития детей в соответствии с их возрастными особенностями, так как она насыщена, доступна, безопасна, вариативна, своевременно пополняется и меняется. Таким образом, мы сделали вывод, что есть необходимость повышать уровень экологического воспитания и уровень знаний детей о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе.

Нами постоянно пополняется уголок природы новой литературой, дидактическими играми, новыми растениями, раздаточным материалом. Происходит обновление материалов. Дети с огромным удовольствием участвуют на занятиях по экологическому воспитанию.

Планируем и дальше работать в соответствии с перспективным планом. Стараться дополнять наши занятия новыми экологическими играми, презентациями. Планируем экскурсии.